Статьи

Как относиться к школьным конфликтам и помочь ребенку их решить

Как относиться к школьным конфликтам и помочь ребенку их решить

Школьные конфликты, как бы ни хотелось их избежать, все равно будут присутствовать в жизни школьника. Они помогают научиться ребенку отстаивать свое мнение, защищать личные границы. Он учится различать, когда нужно проявить стойкость и защитить свою точку зрения, свои границы, а где проявить гибкость, уступить или искать компромиссное решение.

Родителей и учителей пугают ссоры между детьми. Но они могут возникать и во взрослой жизни, и важно в детстве научиться с ними справляться.

Обсуждаем с детьми конфликты

Обсудите реальную ситуацию или пример из мультфильмов, детских фильмов. Психологи рекомендуют обсуждать с детьми ситуации, рассматривая со стороны: чего хотели добиться те или иные действующие лица? Какая польза от конфликта? Какой вред?

Лучше заранее подготовить примеры конфликтов, где участники пришли к взаимопониманию, и где причина конфликта не была решена. Рассмотрите с ребенком, к чему в обеих ситуациях пришли действующие лица.

Как вести себя во время конфликта

Дайте ребенку понять: когда он в конфликте – только он решает, как поступить. Дети делают свой выбор, который несет последствия!

Вернитесь к примерам спорных ситуаций и порассуждайте вместе с ребенком:

  1. Как могли иначе поступить главные герои? Какой бы был результат?
  2. Когда стоит искать компромисс? Когда нужно настаивать на своем мнении?

Пусть ребенок вспомнит случаи конфликтов из своей жизни или из фильмов и мультфильмов.

Важно! Ребенок должен понимать, что нет плохой или хорошей модели поведения. У каждой есть свои плюсы и минусы. Важно понять, какая из них в какой ситуации более уместна.

Специалисты выделяют 5 моделей поведения в конфликтных условиях:

  1. Уклониться от спора.
  2. Настаивать.
  3. Уступить.
  4. Компромисс (взаимные уступки).
  5. Сотрудничество.

Определяем границы

В конфликте есть границы, которые нельзя переступать. В таком случае возможен конструктивный диалог, а не деструктивный. Правила просты:

  •  не применять физическую угрозу
  •  не высмеивать и не угрожать
  • не оправдывать насилия и не впадать в обвинение

Школьные психологи рекомендуют периодически выносить на обсуждение классного часа конфликтные ситуации и саму тему конфликтов, варианты их решения. Формирование определенных правил конструктивного общения, ценностей класса и взаимоотношений одноклассников, помогает создать безопасную атмосферу с взаимоуважением и комфортными условиями общения и дружбы.

Обратно к списку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *