Школьные конфликты, как бы ни хотелось их избежать, все равно будут присутствовать в жизни школьника. Они помогают научиться ребенку отстаивать свое мнение, защищать личные границы. Он учится различать, когда нужно проявить стойкость и защитить свою точку зрения, свои границы, а где проявить гибкость, уступить или искать компромиссное решение.
Родителей и учителей пугают ссоры между детьми. Но они могут возникать и во взрослой жизни, и важно в детстве научиться с ними справляться.
Обсуждаем с детьми конфликты
Обсудите реальную ситуацию или пример из мультфильмов, детских фильмов. Психологи рекомендуют обсуждать с детьми ситуации, рассматривая со стороны: чего хотели добиться те или иные действующие лица? Какая польза от конфликта? Какой вред?
Лучше заранее подготовить примеры конфликтов, где участники пришли к взаимопониманию, и где причина конфликта не была решена. Рассмотрите с ребенком, к чему в обеих ситуациях пришли действующие лица.
Как вести себя во время конфликта
Дайте ребенку понять: когда он в конфликте – только он решает, как поступить. Дети делают свой выбор, который несет последствия!
Вернитесь к примерам спорных ситуаций и порассуждайте вместе с ребенком:
- Как могли иначе поступить главные герои? Какой бы был результат?
- Когда стоит искать компромисс? Когда нужно настаивать на своем мнении?
Пусть ребенок вспомнит случаи конфликтов из своей жизни или из фильмов и мультфильмов.
Важно! Ребенок должен понимать, что нет плохой или хорошей модели поведения. У каждой есть свои плюсы и минусы. Важно понять, какая из них в какой ситуации более уместна.
Специалисты выделяют 5 моделей поведения в конфликтных условиях:
- Уклониться от спора.
- Настаивать.
- Уступить.
- Компромисс (взаимные уступки).
- Сотрудничество.
Определяем границы
В конфликте есть границы, которые нельзя переступать. В таком случае возможен конструктивный диалог, а не деструктивный. Правила просты:
- не применять физическую угрозу
- не высмеивать и не угрожать
- не оправдывать насилия и не впадать в обвинение
Школьные психологи рекомендуют периодически выносить на обсуждение классного часа конфликтные ситуации и саму тему конфликтов, варианты их решения. Формирование определенных правил конструктивного общения, ценностей класса и взаимоотношений одноклассников, помогает создать безопасную атмосферу с взаимоуважением и комфортными условиями общения и дружбы.