К психологам часто приходят с вопросами:
«Когда лучше отдавать ребенка в детский сад?»
«Стоит оформлять в ясли в 1,5 года?»
«Как понять готовность ребенка к детсаду?»
Посмотрим, что об этом думают психологи.
Отдавать ли ребенка в ясли?
Если смотреть на принцип развития психики в идеальных условиях, то первые 3 года у ребенка удовлетворяется потребность в общении с мамой. Он эмоционально насыщается через общение с самым родным и близким человеком. Важно удовлетворить эту потребность, формирующую базовое доверие к окружающему миру. До 3-х лет мама – источник счастья, любви. Мама – весь мир.
Важно! До 3-х лет дети элементарно не умеют взаимодействовать с другими детьми. У них просто нет интереса к длительному (3-7 ч.) общению с малознакомыми людьми.
Для адаптации к общению подойдут детские кружки, где занятия идут пару часов и мама рядом. Примерно к 3-м годам у малыша формируется желание дистанцироваться от мамы и расширить круг общения. Конечно, при условии, что он достаточно «напитался» мамой и не боится на время расставаться.
Нужен ли ребенку детский сад
На самом деле детсад противоречит природе детей. Поколениями дети росли рядом с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками. В семье могла быть постоянная няня или гувернантка.
«Детсадовские» правила противоречит потребностям ребенка и повергает его в стресс на длительное время:
- Режим дня.
- Непривычная, не похожая на домашнюю, еда.
- Долгая разлука с близкими – от 4 до 8 часов.
- Долгое общение в кругу множества детей при отсутствии опыта коммуникации.
- В разы уменьшился объем внимания лично ребенку.
- Необходимость отдыхать в дневной сон в непривычном месте.
- Нужно слушаться незнакомого взрослого и выполнять его указания.
- Нужно проявлять много самостоятельности.
Если бы все эти условия не «наваливались» на ребенка одновременно, ему было бы проще адаптироваться. Но, как правило, период адаптации в саду не очень большой, и малыш испытывает стресс из-за кардинально меняющейся жизни.
При необходимости отдать ребенка в сад раньше 3-х лет, его следует заранее подготавливать: рассказывать о детсаде, на прогулках стараться пройти мимо детсада и рассмотреть вместе с ребенком. Привыкая к мысли о детсаде, в нужный момент нагрузка на психику будет меньшей, чем при спонтанном попадании в непривычную среду.